Почвенная влага и растения
На построение 1 т органической массы растения затрачивают от 200 до 1000 т воды. Вода всасывается корнями, транспортируется к листьям и хвое. Они испаряют или транспирируют ее в атмосферу. Поэтому важно знать величины влажности почв, обеспечивающие потребности растений в воде.
Особое значение приобретает понятие о влажности завядания, т. е. о том минимальном количестве воды в почве, при котором начинается гибель растений. Влажность завядания 1 в наибольшей степени зависит ог гранулометрического состава почв, так как недоступная вода находится в пленках вокруг элементарных частиц. Общее количество такой воды зависит от величины общей поверхности частичек, которая тем больше, чем меньше их размеры и чем больше их в почве. Из этого следует, что в глинистых почвах влажность завядания во много раз выше, чем в песчаных. Влажность завядания приближенно равна полуторной или двойной величине максимальной гигроскопичности.
Существует несколько методов определения влажности завядания, но ниже даются два наиболее распространенных в мире метода.
Биологический метод основан на выращивании растений в сосудах, поверхность почвы в которых изолирована от физического испарения. В начале завядания растений в почве определяют влажность, которую и принимают соответствующей влажности завядания.
Методы определения гигроскопической воды в различных гигрометрических состояниях в закрытом пространстве позволяют получить кривые, по которым можно определить влажность завядания. Из них наиболее известны следующие методы: измерения капиллярного потенциала (pF) или водоудерживающей силы почв; тензиометрический (определение всасывающей силы почвы); мембранного пресса (Richard, 1953) и др. Все они основаны на том, что величина влажности завядания должна выражаться давлением, равным 16 атм, т. е. при этом давлении количество воды в почве соответствует влажности завядания.
С помощью метода мембранного пресса установлены-следующие средние значения влажности завядания (в %): суглинки— 8—10, глинисто-пылеватые — 15, торфянистые — 35, торфы — 50.
Как видно, наибольшую физиологическую сухость имеют органогенные почвы. Влажность завядания зависит и от типа почвы, поскольку каждый из них обладает различными свойствами. Так, например, в темных тропических вертисолях влажность завядания возрастает до 25—30%, в красных ферраллитных почвах находится в пределах 15—25% в зависимое от содержания ила. Капиллярный потенциал отражает энергию удержания воды почвой и выражается в сантиметрах водного слоя или атмосферах в виде логарифма давления слоя воды в сантиметрах и обозначается символом pF. Например, давление в 1 атм равно примерно 1000 см, а pF равна 3.
Как отмечалось выше, влажность завядания, независимо от почвы, соответствует капиллярному потенциалу, равному 16 атм, или pF этой величины равно 4,2. Водоудерживающая способность, наоборот, подвержена значительным колебаниям, обусловленным гранулометрическим составом. Поэтому величина pF также сильно колеблется и возрастает в глинистых почвах.
По Дюшофуру, средние значения pF при полевой влагоемкости следующие: в песчаных почвах — 2,0 (1/10 атм); в суглинистых— 2,5 (1/2 атм); в глинистых — 3,0 (1 атм).
Кривая Грисса позволяет определять точное значение pF при полевой влагоемкости данной почвы как функцию содержания воды в почве при pF=3.
Капиллярный потенциал (pF) имеет более низкие значения в почвах легкого гранулометрического состава по сравнению с более тяжелыми почвами. Кривые капиллярного потенциала, построенные как функции содержания влаги в процентах, различны для одной и той же почвы при увлажнении и последующем высыхании. Величина pF при одинаковой влажности выше в пересыхающей почве.